Кто прячется в тени? Как помочь ребёнку справиться со страхом
Страх – стрессовая реакция организма на тот или иной раздражитель, ассоциирующийся с опасностью. Это один из самых древних защитных механизмов, спасавших жизнь нашим предкам в первобытные времена.
Как часть первой безусловной сигнальной системы чувство страха можно отнести к врождённым рефлексам. Однако существует четкое различие страха от фобии – патологической боязни чего-либо.
Страх – нормальная реакция
Сразу после рождения ребёнок способен отвечать на раздражители, ассоциирующиеся с нападением. Резкий громкий звук, быстрое движение в непосредственной близости, внезапное физическое воздействие – ребёнок вздрагивает, плачет, двигает конечностями. Эту особенность часто используют для оценки состояния нервной системы у больных новорождённых.
Не желательно беспокоить грудничка зря, так как испуг всё же негативная эмоция. Если необходимо взять ребёнка на руки, сменить подгузник, разбудить – разговаривайте, чтобы малыш услышал ваш голос до контакта.
Нельзя забывать, что осознанного чувства страха у детей до определённого момента нет. Так, маленький ребёнок без колебаний может сунуть руку в горячую воду, схватить раскалённый предмет. В ходе дальнейшего развития ребёнок бессознательно собирает информацию об опасностях, окружающих его. За эту функцию отвечает лимбическая система головного мозга.
Если от органов чувств поступают данные, сигнализирующие об угрозе – запускается защитный ответ, причём у детей это происходит автоматически. Стоит один раз обжечься, упасть, удариться и малыш будет избегать уже знакомой опасной ситуации. Есть пословица: “Человек, ужаленный змеёй, от верёвки прячется любой”. Она очень точно описывает работу этой системы.
С взрослением человек может подавлять ответную реакцию на страх усилием воли. Однако ребёнок так реагировать на опасность не в состоянии. Внезапный сильный раздражитель может вызвать функциональные расстройства и срыв компенсаторных возможностей нервной системы. Пример – заикание и энурез у детей после сильного испуга.
Фобии
В отличие от чувства страха фобия – это иррациональное запредельное чувство страха перед чем-либо. Состояние считается болезнью, которая серьёзно ухудшает качество жизни. К счастью, у маленьких детей фобии наблюдаются редко. Однако с взрослением ребёнка вероятность возникновения проблем со страхом возрастает. Фобии чаще диагностируются у впечатлительных эмоциональных малышей.
Важно понимать, что панический страх чего-либо у ребёнка – чаще всего вина родителей. Предрасположенность к фобиям наследуется генетически, но пусковым моментом может быть какое-либо событие. Кроме этого, своим поведением окружающие могут указать на стереотипное поведение при испуге в той или иной ситуации.
Простой пример: обычный вечер, родители и дети занимаются повседневными делами. Внезапно начинается землетрясение. Если в этот момент взрослые начнут паниковать, кричать, хватать детей и выбегать из здания – патологическая боязнь этого природного явления ребёнку обеспечена. Родителям следует сдерживать негативные эмоции, как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях.
Отмечено, что фобиями чаще страдают дети, которые с детства наблюдают агрессию, ссоры, приступы страха у взрослых. Не забывайте, что информацию следует тщательно фильтровать в присутствии ребёнка. Это относится как к принятым стандартам семейных отношений, так и к контенту, доступному по телевизору, компьютеру и интернету. Следует оградить ребёнка от сцен насилия, жестокости.
Из-за широкого распространения компьютерной техники в наше время нередко наблюдается ситуация, когда ребёнок ещё не говорит, но уже уверенно пользуется ПК. Используйте родительский контроль для ограничения доступа к нежелательной информации. Серьёзно относитесь к выбору мультфильмов и игр для компьютера.
В медицинской практике всё чаще приходится сталкиваться с ночными кошмарами и фобиями, вызванными страшными играми. Характерно – уже в 3-4 года дети знают, что такое зомби и часто панически боятся мельчайших проявлений характерных для этого явления атрибутов. Причина – ещё раз – в том, что дети очень остро воспринимают мельчайшие подробности наблюдаемых явлений, проявлений страха и агрессии.
Наиболее частые фобии в раннем детском возрасте
- страх перед источниками громких звуков: жужжание пылесоса, холодильника и другой бытовой техники, звук воды, смываемой в туалете, сирены и гудки автотехники и т.д.;
- страх остаться одному в незнакомом месте;
- боязнь незнакомых людей;
- боязнь врачей и медицинских процедур;
- боязнь животных – особенно собак, собачьего лая;
- страх погони, топота ног за спиной;
- патологическая боязнь конфликтов, ссор, криков;
- боязнь темноты и чудовищ, монстров из фильмов и сказок;
- страх перед природными явлениями, такими как ветер, гроза, катастрофы и стихийные бедствия;
- другие виды фобий.
Практически в каждом случае фобия возникает не на пустом месте. Ребёнок, испытывающий панический страх перед собакой, скорее всего, был укушен ранее. Малыш, опасающийся созданий, прячущихся в ночной темноте, был запуган страшными сказками и фильмами.
Нельзя забывать, что если для вас детские страхи кажутся надуманными и смешными – для ребёнка они также реальны как мама, папа и окружающий мир.
Что делать, если ребёнок имеет проблемы с контролем над страхами
- самое главное и первое – ни в коем случае не оставляйте малыша наедине со страхом. Невнимание, и более того, наказание за то, что кроха боится, недопустимы. Игра тут идёт по другим правилам. Высмеивать, ругать, заставлять ребёнка – верный путь к усугублению проблемы;
- избегайте ситуаций, вызывающих испуг у детей;
- разделите страх с ребёнком. Понимание со стороны родителей – важный момент. Старайтесь оттянуть негативные эмоции на себя;
- подарите малышу мягкую игрушку, которая будет для него “единомышленником”. Вдвоём веселей, а для ребёнка тот же самый плюшевый мишка – товарищ и друг;
- решайте проблемы вместе. Объясните дочке или сыну, в чём заключается вызывающее страх явление. Проведите совместное исследование проблемы. Например: “Баба-Яга – всего лишь выдумка человека, который сочинял эту сказку, чтобы пугать непослушных детей. Без этого персонажа сказка не так интересна. На самом деле её не бывает.” Или: “Пылесос так сильно шумит, потому что в нём есть мотор, который всего лишь собирает мусор с пола”;
- обязательно продемонстрируйте пугающее явление в контролируемых условиях. В темную комнату возьмите фонарик. Злую собаку покормите колбасой. Детям, умеющим читать можно дать почитать книгу или страницу в Википедии, объясняющую явление, вызывающее страх;
- “не кормите” страхи и не позволяйте делать это другим. От страха до фобии у ребёнка всего пару шагов. Зная психологию ребёнка можно создать серьёзную проблему с нуля за полчаса.
Страх свойственен любому человеку. Умение преодолевать свои страхи - важное качество, которое хорошо послужит ребёнку в будущем, во взрослой жизни. Запуганный ребёнок никогда не будет успешным, социально адаптированным членом общества. Помните об этом, в очередной раз рассказывая малышу безобидную, на ваш взгляд “сказочку на ночь”.
Смотрите также: